четверг, 21 апреля 2016 г.

Историческая справка горы Клементьева (Узун - сырт) Коктебель от ДОСААФовца



ДОКЛАД
Мы сейчас находимся и живем можно сказать в 1930 году, только что с интернетом, тогда был самолёт Р-5 с американским двигателем Либерти, а сейчас Ан-2 МС с американским Ханивелл и начинаем активно строить БРО-11М и По-2.

   Гора Клементьева (Узун-Сырт, что в переводе с тюркского означает «плоская спина») находится на Юго-Восточном побережье Крыма, между Феодосией и Коктебелем. Гора представляет собой широкое плато длиной более 5 километров. Южный склон горы - крутой (перепад высот 80-120 метров), северный склон - пологий (перепад - 60 - 100 метров). Ветра, обтекая гору, создают устойчивые восходящие потоки, что позволяет совершать парящие полеты в динамике и термодинамике.
Гора Клементьева стала колыбелью отечественной авиации. Как летное место, гора имеет богатую историю, начинающуюся ещё в дореволюционное время. В этом районе много летал прославленный летчик Константин Арцеулов, внук Айвазовского. Позже гору облюбовали планеристы. С 1923 г. по 1935 г. на горе проводились Всесоюзные планерные испытания. В этих состязаниях принимали участие будущие великие конструкторы, создатели советской авиации и ракетной техники: О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.П. Королев, М.И. Гуревич. На вторых ВПИ на планере собственной конструкции 11 сентября 1924 года разбился 28-летний слушатель Московской Академии воздушного флота Петр Клементьев. С этого года Узун-Сырт стали именовать горой Климентьева. В 1929 г. здесь была образована Центральная планерная школа, реорганизованная в 1931 г. в Высшую лётно-планерную школу Осоавиахима (ДОСААФ). Она была одной из лучших в мире по уровню подготовки: к 1941 году из 18 зарегистрированных мировых рекордов 13 принадлежали советским планеристам. С 1949 г. по 1963 г. на горе работала Центральная планерная школа ДОСААФ, с 1960 г. по 1980 г. проводились сборы планеристов ЛИИ и ЦАГИ. В 80-е годы на горе была создана Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ, где до 1992 г. проводились лётные эксперименты в области аэродинамики на планерах и лёгких самолётах. 14 августа 1970 года в Коктебеле был открыт музей планеризма.
Сейчас на горе Клементьева расположен действующее государственное унитарное предприятие (ГУП) «Центр планерного спорта «Коктебель» (на бывшей базе ДОСААФ и ЦАГИ), который сейчас находится в ведомстве Министерства Курортов и туризма (после катастрофы Цесны 336, в которой  погибли четыре человека) Минкурортов обратился в Министерство Спорта взять на баланс в свое ведомство ЦПС «Коктебель».
С появлением сверхлегкой авиации началась дельтапланерная и парапланерная история горы. На горе также находился наш Республиканский Дельтапланерный Клуб ОСО Украины (ДОСААФ УССР) и парапланерный клуб "Бриз". Многие клубы СЛА и летные школы из разных регионов регулярно проводят на горе учебные сборы для обучения горным полетам. Проводятся парапланерные и дельтапланерные соревнования различного уровня.
Мероприятия, проводимые РО ДОСААФ России Республики Крым и РО Федерацией Любителей Авиации России на территории ЦПС «Коктебель» показали, что на горе Клементьева в сезон очень много пилотов разного уровня подготовки и разного уровня дисциплинированности. Некоторые из них не имеют понятия о правилах расхождения в воздухе, или забывают о них, намеренно или случайно. Уже участились разбирательства (расследования): почему парапланерист поднялся в воздух под вертолет К -52, почему прапланерист поднялся выше Боинга? При таком плотном использовании воздушного пространства, которое бывает в динамике у Южного склона, это может быть причиной столкновения пилотов. При полете в толпе в динамике необходимо быть очень внимательным, так же полеты производятся близко к рельефу, опасны ротора от кустов, оврагов и т.п. Пилотам нужно быть максимально готовым компенсировать сложения крыла. Мы неоднократно обращались к руководителям авиаклубов: Силевичу С.Ю., Жукарину С.К., Небрееву Б.А. создать совместный штаб объединённой авиации ДОСААФ России и всех федераций, которые ведут воздухоплавательную хозяйственную деятельность на горе Клементьева, единым центром установить одни правила для всех. Этим самым мы сможем централизованно взаимодействовать со всеми службами МЧС, ФСБ, Аэронавигацией, Росавиацией, Транспортной прокуратурой, Минздравом, Крым – Спасом и т.п.
Мы неоднократно предлагали Главе Республики Крым Аксенову С.В. и председателю госсовета Республики Крым Константинову создать ассоциацию «Малой спортивной авиации и экстремальных видов спорта», где инициатором выступит ДОСААФ России, и будут учтены все авиационные интересы.

Есть четкое понимание, что проблема стала системной и просто тупиковая везде, что в АОН, что в ДОСААФ. Необходимо найти взаимодействие между АОН и ДОСААФ. Надо искать общие пути решения. Мы сейчас находимся и живем можно сказать в 1930 году, только что с интернетом, тогда был самолёт Р-5 с американским двигателем Либерти, а сейчас Ан-2 МС с американским Ханивелл и начинают активно строить БРО-11М и По-2. История повторяется. Отсюда у меня назревает вопрос: Почему в Башкирии человек сделал АОН и теперь в интересах своей Республики развивает ДОСААФ, а в Крыму нам не дают? Для того, чтобы строить планы, надо оценить настоящее положение, причём правдиво. Необходимо сразу определить ответственного за будущий проект развития РО ДОСААФ России Республики Крым и АОН в Крыму. Если никого не будет ОДНОГО, то все снивелируется к нулю и не стоит начинать. Коллегиальность принятия решений приводит к безответственности. 


фотография с "КОНГРЕСС СЛЕТА 2013"